Константина Мельникова считают архитектором будущего, советским Гауди, который каждый свой проект начинал заново, избегая повторений и копирований даже самого себя. Его творениями восхищался весь мир, а на родине их подвергали жёсткой критике.
Константин Степанович родился в конце XIX века — летом 1890 года. Он был выходцем из рабоче-крестьянской семьи. Свою творческую деятельность начал с работы помощником в инженерной фирме «Залесский и Чаплин». Один из владельцев фирмы усмотрел в тринадцатилетнем мальчишке талант проектирования, предложил его развивать и даже пригласил для этого преподавателя по рисованию. Это помогло юному Мельникову поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и с успехом его окончить. Ещё во время обучения Мельников разрабатывал фасады для автомобильного завода АМО (сейчас — ЗИЛ). А после выпуска из училища ваяния и зодчества трудился в мастерской Моссовета под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева. Здесь начинающий архитектор совместно с другими мастерами создавал план застройки и реконструкции Москвы.
Постепенно архитектор сформировал свой собственный новаторский стиль, чем и сделал себе имя. Как и многие авангардисты, он отказался от традиционных архитектурных школ и направлений и сосредоточился на поиске новых способов выражения. Константин Мельников создавал причудливые формы, комбинировал материалы, играл с пространством и светом, а многие его проекты опережали технические возможности своего времени. Его работы сложно причислить к какому-то определённому направлению модернизма, он стал создателем новой эстетики архитектурного пространства. К началу 1930-х имя Мельникова было известно практически во всём мире. Он уже успел стать участником международных архитектурных выставок в Варшаве и Нью-Йорке, выставить собственную экспозицию на V Триеннале декоративных искусств в Милане и спроектировать кинетический памятник-маяк Колумбу в Санто-Доминго.
По его проектам возводят целых пять клубов в Москве и один в Подмосковье, строят ряд гаражей, где автобусы могут парковаться и выезжать, не используя задний ход. При этом в СССР работы Константина Мельникова считали фантастическими и критиковали за радикальность идей. Вот что пишут о нём в газете «Комсомольская правда» за 1936 год: «Самое болезненное средневековое воображение, самые мрачные фантазии Босха бледнеют перед творениями архитектора Мельникова». Его обвиняли в безыдейном новаторстве, индивидуализме и трюкачестве, что не может соотноситься со званием передового советского архитектора, и даже на несколько лет отлучили от профессии. Однако даже в таких условиях из всех архитекторов авангарда Константин Степанович Мельников сумел реализовать наибольшее количество работ.
Большая часть его идей так и осталась планами на бумаге и не покинула стен мастерской. Но некоторые проекты были успешно реализованы и до сих пор украшают улицы Москвы. В 1951 году Мельников был переведён в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (МИСИ), где он преподавал сначала на кафедре архитектуры, а затем начертательной геометрии и графики. В конце 1952 года Мельников был утверждён в звании профессора. Одним из учеников К. Мельникова в период его преподавания в МИСИ был А. Митта, ставший впоследствии известным российским режиссёром. В 1954 году Мельников участвует в двух открытых конкурсах — на монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией в Москве и на Пантеон выдающихся деятелей государства. Это был период, когда тенденции неоакадемизма в советской архитектуре достигли апогея, и оба проекта Мельникова остались практически незамеченными.
В 1958 году К. С. Мельников перешёл из МИСИ во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ), где проработал до последних дней, преподавая архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику. В том же году архитектор участвует в открытом конкурсе на проект Дворца Советов в Москве. Проект Мельникова вызвал в архитектурных кругах резкий протест — инерция отношения к нему как к формалисту ещё не была преодолена. В 1965 году Мельникову без защиты диссертации присваивается учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР.